Комбинация приборов объединяет контрольные приборы: спидометр (со
счетчиком суточного и общего пробега), тахометр, указатели температуры
охлаждающей жидкости, уровня топлива и контрольные лампы. Контрольные
лампы со светофильтром красного цвета запрещают дальнейшее движение.
На части автомобилей может устанавливаться электронная комбинация
приборов. Она отличается лишь системой управления и принципом действия
приборов (стрелки спидометра и тахометра приводятся шаговыми электродвигателями,
при отключении аккумулятора обнуляется суточный пробег автомобиля и
т.п.). В электронной комбинации приборов допускается лишь замена ламп,
при прочих неисправностях комбинацию приборов заменяют целиком.
Схема соединений контрольных приборов (вид с обратной стороны)
Проверка контрольных приборов и их датчиков
Указатель температуры охлаждающей жидкости
работает совместно с датчиком, ввернутым в головку цилиндров. В
датчике установлен терморезистор (резистор, изменяющий свое
сопротивление в зависимости от температуры).
Данные для проверки
датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Температура, °С
|
Сопротивление датчика, Ом
|
30
|
1350–1880
|
50
|
585–820
|
70
|
280–390
|
90
|
155–196
|
110
|
87–109
|
Данные для проверки
указателя температуры
охлаждающей жидкости
Положение стрелки указателя (при напряжении в бортовой сети 13–14 В)
|
Сопротивление датчика температуры, Ом
|
В начале шкалы
|
640–1320
|
В начале красной зоны
|
77–89
|
В конце красной зоны
|
40–50
|
Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при
включенном зажигании отсоедините провод от датчика и соедините его с
"массой".
Если стрелка отклонится, неисправен датчик. Если стрелка не
отклонилась, снимите комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода,
включите зажигание и соедините с "массой" левый вывод указателя
температуры, соединенный со штекером 5 белой колодки комбинации
приборов. Отклонение стрелки укажет на неисправность цепи
"датчик-указатель". Если стрелка не отклонилась, неисправен указатель
или его цепь питания.
Если стрелка указателя постоянно находится в красной зоне, при
включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка
отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод
замыкает на "массу" или не работает указатель. Исправность последнего
можно проверить, отсоединив белую колодку комбинации приборов от жгута
проводов и соединив ее штекер 1 с "массой", а штекер 10 с "+"
аккумуляторной батареи. При этом у исправного указателя (при включенном
зажигании) стрелка должна быть в начале шкалы.
Указатель уровня топлива
работает совместно с датчиком, установленным в топливном баке.
Датчик представляет собой реостат с резистором из нихромовой проволоки.
Подвижный контакт реостата перемещается рычагом с поплавком. На конце
рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы
резерва топлива, когда в баке остается 4,0-6,5 л бензина.
Данные для проверки датчика указателя уровня топлива
Количество топлива Сопротивление
в баке датчика, Ом
пустой бак 315–345
половина бака 108–128
полный бак не более 7
Данные для проверки
указателя уровня топлива:
Положение стрелки Сопротивление
указателя датчика,
(при напряжении Ом
в бортовой сети 13–14 В)
в начале шкалы 285–335
в середине шкалы 100–135
в конце шкалы 7–25
Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при
включенном зажигании отсоедините розовый провод от датчика и соедините
его с "массой". Если стрелка отклонится, неисправен датчик или цепь,
соединяющая его с "массой". Если стрелка не отклонилась, снимите
комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода, включите зажигание и
соедините с "массой" правый вывод указателя, соединенный со штекером 10
красной колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки укажет на
неисправность цепи "датчик-указатель". Если стрелка не отклонилась,
неисправен указатель или его цепь питания.
Если стрелка указателя постоянно показывает полный бак, при
включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка
отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод
замыкает на "массу" или не работает указатель. Исправность последнего
можно проверить, отсоединив красную колодку проводов комбинации
приборов. При этом у исправного указателя стрелка (при включенном
зажигании) должна быть у отметки "0".
Тахометр и спидометр проверяются на специальных стендах. Как
правило, нарушения в их работе связаны с окислением контактов в питающей
и контрольной цепях. Спидометр работает совместно с электронным
датчиком скорости автомобиля, установленным на коробке передач. Принцип
его действия основан на эффекте Холла. Датчик выдает прямоугольные
импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5
В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. 6
импульсов датчика соответствуют 1 м пути автомобиля.
При выходе из строя контрольных приборов или датчиков их заменяют.
Блок индикации
бортовой системы контроля
Блок индикации установлен в консоли панели приборов и выдает звуковую
и световую сигнализацию об открытых дверях автомобиля, непристегнутых
ремнях безопасности, неисправности ламп наружного освещения или их
цепей, износе передних тормозных колодок, недостаточном уровне: масла в
двигателе, охлаждающей жидкости, омывающей жидкости. Блок также включает
и выключает (с задержкой) освещение салона при открывании любой двери.
Блок выключен, когда в замке зажигания нет ключа. Как только ключ
вставлен (но еще не повернут), блок реагирует на открывание водительской
двери прерывистым звуковым сигналом (зуммером) в течение 8±2 с, что
означает "забытый ключ в замке зажигания". Сигнал отключается, если
закрыть дверь, или вынуть ключ, или повернуть его из положения "0".
После поворота ключа в положение "Зажигание" блок переходит в режим
тестирования. При этом включаются все световые индикаторы и зуммер,
чтобы водитель мог убедиться в их исправности. Одновременно принимаются
сигналы от датчиков уровней (охлаждающей, омывающей жидкости и масла в
двигателе).
Если какой-либо датчик показывает недостаточный уровень, по
окончании тестирования начинает мигать соответствующий индикатор и
звучит зуммер в течение 8±2 с. После этого индикатор горит постоянно до
поворота ключа зажигания в положение "0".
После запуска двигателя опрос датчиков уровней не производится.
Обрабатываются только сигналы от датчика износа тормозных колодок, реле
контроля исправности ламп (стояночных огней и стоп-сигнала) и концевых
выключателей дверей. При возникновении неисправности "Износ тормозных
колодок", "Перегорание лампы" или "Незакрытая дверь" звучит зуммер и
мигает соответствующий световой индикатор. Через 8±2 с он загорается
ровным светом и зуммер выключается. После закрывания двери индикатор
гаснет, при других неисправностях – продолжает гореть до поворота ключа в
положение "0".
Датчик уровня охлаждающей (и омывающей) жидкости состоит из
пластмассовой, запаянной снизу трубки с герконом внутри и поплавка с
магнитом, надетого на трубку. Датчик уровня масла – с латунной трубкой.
Как только геркон попадает в магнитное поле, его контакты замыкаются.
Датчики уровня охлаждающей и омывающей жидкостей имеют двухконтактную
колодку, датчик уровня масла – одноконтактную (второй контакт – "масса"
автомобиля).
Датчик износа тормозных колодок устанавливается в специальное
отверстие в колодке переднего тормоза и соединяется с проводкой
автомобиля одноклеммным разъемом. Датчики продаются в комплекте с
колодками, при их замене датчик устанавливают на внутреннюю колодку.
Маршрутный компьютер
На части автомобилей вместо часов на панели приборов может
устанавливаться маршрутный компьютер, показывающий время с начала
поездки, расход топлива, среднюю скорость движения, ориентировочный
пробег на остатке топлива, температуру воздуха снаружи автомобиля. Кроме
того, он может выполнять функции часов с будильником.
Снятие комбинации
приборов
- Отсоединяем от аккумулятора "минусовой" провод.
|
- Крестообразной отверткой отворачиваем два нижних самореза крепления накладки панели приборов…
|
|
…и два верхних самореза.
|
|
- Вынимаем переключатель наружного освещения и отсоединяем от него разъем.
|
|
- Отводим накладку вправо…
|
|
…и отсоединяем разъемы выключателей заднего противотуманного света и обогрева заднего стекла.
|
|
- Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления комбинации приборов к панели.
|
|
- Пассатижами отгибаем крепежные усики комбинации приборов.
|
|
- Выводим комбинацию приборов на себя…
|
|
- …и отсоединяем две колодки проводов.
|
Устанавливаем комбинацию приборов в обратной последовательности.
Снятие часов и блока
индикации бортовой
системы контроля
- Отсоединяем "минусовую" клемму от аккумулятора.
|
- Поддеваем отверткой часы и, отсоединив разъем, снимаем их.
|
|
- Снимаем блок индикации бортовой системы контроля…
|
|
…и отсоединяем разъем.
|
|