Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля
передние колеса установлены под определенными углами относительно
элементов кузова и подвески. Регулируют три параметра: схождение, угол
развала колеса, угол продольного наклона оси поворота.
Угол продольного наклона оси поворота – угол между вертикалью и
линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника
опоры телескопической стойки, в плоскости, параллельной продольной оси
автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении
прямолинейного движения. Этот угол регулируется изменением количества
регулировочных шайб на наконечниках растяжки. Для уменьшения угла шайбы
добавляют, а для увеличения снимают. При установке/удалении одной шайбы
угол изменяется приблизительно на 19'. Симптомы отклонения величины угла
от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на
рулевом колесе в левых и правых поворотах, односторонний износ
протектора.
|
Угол продольного наклона оси поворота
|
Угол развала колеса – угол между плоскостью вращения колеса и
вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при
работе подвески. Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления
телескопической стойки к поворотному кулаку. При сильном отклонении
этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения,
односторонний износ протектора.
|
Угол развала колеса
|
Схождение колес – угол между плоскостью вращения колеса и продольной
осью автомобиля. Иногда этот угол вычисляют по разности расстояний между
закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их
центров. Схождение колес способствует правильному положению управляемых
колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.
|
Схождение колес
|
Схождение регулируется вращением регулировочных тяг при ослабленных
стяжных болтах наконечников рулевых тяг. Перед регулировкой рейку
рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого
колеса – горизонтально). Признаки отклонения схождения от нормы: сильный
пилообразный износ шин в поперечном направлении (даже при небольших
отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за
большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного
меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется
проводить на станции технического обслуживания. Автомобиль устанавливают
на горизонтальную площадку и нагружают в соответствии с рекомендациями
завода-изготовителя (см. ниже). (Проверка и регулировка углов на
ненагруженном автомобиле допустимы, но дают менее точные результаты.
Перед этим следует убедиться, что давление в шинах соответствует норме,
износ протектора на левом и правом колесе примерно одинаков, отсутствуют
люфты в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не
деформированы (радиальное биение – не более 0,7 мм, осевое – не более 1
мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или
ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы. В связи с тем, что
углы установки передних колес взаимосвязаны, в первую очередь проверяют и
регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем развал и, в
последнюю очередь, схождение.
У обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с
полезной нагрузкой 320 кг (4 человека) в салоне и 40 кг груза в
багажнике углы установки колес должны находиться в следующих пределах:
Характеристика
|
Значение
|
Угол развала
|
0°±30' |
Схождение
|
0°00'±10' (0±1 мм)
|
Угол продольного наклона оси поворота
|
1°30'±30' |
Углы установки колес автомобиля в снаряженном состоянии:
Характеристика
|
Значение
|
Угол развала
|
0°30'±30' |
Схождение
|
0°15'±10' (1,5±1 мм)
|
Угол продольного наклона оси поворота
|
0°20'±30' |
|